Конспект урока чтения. 6 класс.
Тема: В.А.Бианки. «Октябрь».
Цели: познакомить учащихся со статьёй В.Бианки «Октябрь»; работать над правильным и осознанным чтением; развивать аналитико-синтетическую деятельность на основе упражнений в анализе и синтезе; воспитывать положительную мотивацию к предмету.
Ход урока.
I.Организационный момент.
- Прочитайте слова, записанные на доске. Что их объединяет?
- Назовите «лишний» месяц. Докажите свой выбор. Хорошо. Молодцы.
сентябрь, октябрь, июнь, ноябрь.
II.Проверка домашнего задания.
1.- Как эти слова относятся к теме, которую мы изучаем?
- Какое последнее произведение по этой теме читали на прошлом уроке?
- Что было задано на дом?
2. Пересказ рассказа И.Тургенева «Осенний день в берёзовой роще» по плану.
ПЛАН.
А) Погода осенью.
Б) Шум листвы.
В) Краски и звуки осени.
3. Итог.
III. Сообщение темы урока.
1) - Сегодня мы продолжим читать произведения по теме «Осень».
2) - Послушайте загадку и определите, о каком осеннем месяце в ней говорится:
Всё мрачней лицо природы:
Почернели огороды, оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса.
Мишка в спячку завалился.
Что за месяц к нам явился?
- Что это за месяц?
- По каким признакам вы узнали в загадке месяц октябрь?
- Какие приметы октября вы ещё знаете?
3) Итог.
- Молодцы! Вы очень хорошо знаете приметы октября и правильно отметили их в своих наблюдениях.
4) - Cегодня на уроке мы будем читать статью В.Бианки «Октябрь».
5) Вступительное слово о В.В.Бианки.
- В.В. Бианки родился в семье учёного, изучавшего жизнь птиц. С детства маленький Виталий любил ходить с отцом в лес, где они вместе наблюдали за жизнью растений и животных. Став взрослым, Бианки создал множество произведений о природе. Его герои – животные, растения, птицы. Все рассказы и сказки Бианки учат детей любить и беречь родную природу.
А ещё В.Бианки хорошо рисовал животных и сам делал иллюстрации к своим произведениям.
IV. Чтение статьи. Анализ текста. Словарная работа. Выборочное чтение.
Чтение про себя 1 абзаца.
- Положите книги правильно, откройте их на странице 32, найдите статью «Октябрь», прочитайте про себя первый абзац и ответьте на вопрос: о каких приметах октября рассказывает автор?
Проверка целевого вопроса.
Чтение 1 абзаца вслух. Анализ содержания.
- Прочитаем ещё раз 1-ое предложение. Как в народе называют октябрь? Как вы это понимаете?
- Какие изменения произошли в жизни растений с приходом октября?
- Как можно объяснить слово «листодёры»?
- Что автор говорит о жизни птиц?
- Объясните значение слова «летовавшие».
- Какие картины природы вы бы нарисовали к данному отрывку?
- Как можно озаглавить эту часть? (Первое дело осени.)
Чтение про себя 2 абзаца.
-Прочитайте про себя 2 абзац и ответьте на вопрос: о каком втором деле осени рассказывает автор?
Проверка целевого вопроса.
Чтение 2 абзаца вслух. Анализ содержания.
- О каких изменениях в природе говорится в этом абзаце? (Зачитать.)
- Как вы понимает выражение «вода уже оскуднела жизнью»?
- Кто такой «тритон»?
ТРИТОН – хвостатое земноводное, похожее на ящерицу.
- Какие картины вы бы нарисовали к этой части?
- Как её можно озаглавить? (Второе дело осени.)
Чтение про себя 3 абзаца.
-Прочитайте про себя 3 абзац и ответьте на вопрос: что делают в октябре насекомые и звери?
Проверка целевого вопроса.
Чтение 3 абзаца вслух. Анализ содержания.
- Найдите и зачитайте, как готовятся к зиме насекомые и звери, имеющие «нежаркую кровь»?
- Как вы понимаете выражение «нежаркая кровь»?
- Найдите в тексте пословицу. («В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, крушит, мутит, ревёт и льёт, и снизу метёт»)
- Как вы её понимаете?
- Что можно нарисовать к данному отрывку?
- Как озаглавим эту часть? (Подготовка к зиме.)
- Молодцы! Вы внимательно читали текст и правильно отвечали на вопросы.
V. Обобщающая работа по тексту.
1. - Что нового узнали из статьи?
2. - Прочитайте план. Найдите и перечитайте текст, который можно отнести к 1 или 2 пункту плана. Подготовьте пересказ. (Дети пересказывают. Ответы оцениваются.
План.
1. Первое дело осени.
2. Второе дело осени.
3. Подготовка к зиме.
3. Обобщение учителя.
- Мы сегодня много говорили об осени. Поднимите руку те, для кого из вас это время года является любимым.
- Осень – одно из любимых времён года русского народа. Многие художники посвятили осени свои картины, писатели свои рассказы и стихотворения, композиторы писали музыку.
4. - Сейчас мы послушаем музыку П.И.Чайковского «Октябрь». Послушайте её внимательно и постарайтесь представить картины, которые увидел композитор при её создании.
- Какие картины осенней природы вы себе представили?
- Какое настроение вызвала у вас эта музыка?
VI. Итог урока.
VII. Домашнее задание.
Стр. 32, проч. статью, отв. на 2-ой вопрос.
|