Воскресенье, 05.05.2024, 19:55
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт учителя начальных классов Колышкиной Ольги Ивановны

Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Выступление на общешкольном родительском собрании "Нецензурная брань в речи ребёнка".

Тема нашего разговора, вероятно, будет интересна всем, кто так или иначе занят обучением и воспитанием подрастающего поколения. Речь пойдет о таком вездесущем и злободневном явлении нашей жизни, как русский мат. Особенно, если этот навязчивый пласт русской речи звучит в стенах учебного заведения и из уст детей и подростков.

С малых лет человеку внушаются понятия «что такое “хорошо” и что такое “плохо”». В раннем детстве устанавливаются границы «можно» и «нельзя», формируется система разрешений и запретов. Чаще всего в речи родителей и воспитателей можно услышать слова с частицей «не»: «не ходи туда», «не делай так», «не надо», «нельзя», «не ругайся матом», «не выражайся», «не хами» и т.д. Но дети ругаются и выражаются непристойными выражениями, ненормативной лексикой, нецензурной бранью, русским матом (как хотите это называйте). Они рассказывают матерные анекдоты, упражняются в писательстве на парте и граффити на школьных стенах, обзываются, дразнятся, просто посылают друг друга «очень далеко». И самое страшное, они даже не задумываются над тем, где они есть и кто рядом с ними находится. Они не стесняются ни родителей, ни учителей.

А ведь, согласно Кодексу об административных правонарушениях Российской Федерации, публичное употребление мата может расцениваться как мелкое хулиганство (статья 20.1), наказываемое штрафом или административным арестом.

Что такое «ругательное» слово, что такое «мат»?

Эти слова традиционно считаются «самыми плохими». И когда человек решает их почему-либо употребить, то очевидно, что заставляет его так поступить или крайняя злоба, или яростное презрение к кому-то, или полное невладение собой.

Однако запреты никогда не решали и не решают серьезных внутренних проблем. Большинство людей признает, что нелитературные выражения унижают человека, но это же большинство, тем не менее, употребляет эти выражения. Трудно представить хозяйку, выливающую ведро помоев посреди комнаты, но сквернословие является теми же помоями. Детей наказывают за нехорошие слова, а взрослых никто не наказывает, и ребенок, слыша скверное слово, ухмыляется, чтобы потом повторить его. Так замыкается круг.

Ученые, исследуя феномен мата, пришли к выводам, что от его использования страдает общее здоровье человека и снижается общее качество жизни. Они эмпирическим путем доказали, что произнесенное или услышанное матерное слово несет в себе энергетический заряд, который негативно воздействует на человека. Несколько лет исследователи вели наблюдение за двумя группами людей. В одну входили те, у кого в речи был только мат, а вторая группа наблюдаемых вообще не использовала грубых слов. Результаты говорят сами за себя: у людей, применявших мат, обострились хронические заболевания; у членов другой группы состояние организма было значительно лучше, а их биологический возраст оказался на несколько лет моложе их паспортного возраста (хотите верьте, хотите нет).

Мало кто из ребят догадывается, что сквернословие, как и хамство,  - оружие неуверенных в себе людей. Матерная брань - это не только набор непристойностей. Подобная лексика свидетельствует о духовной болезни человека.  Слово - не просто набор звуков выражающих мысль. Оно способно много рассказать о нашем духовном состоянии. Сократ говорил: «Каков человек, такова его и речь».

Знаете ли вы, какое оружие самое мощное на Земле? Это – слово! Почему? Что может сделать слово?

Верно, говорят, что «слово лечит» и «слово ранит». Одним словом можно человека поддержать, расположить к себе, а можно и обидеть, и оттолкнуть. Слово соединяет людей, но оно же способно и разъединять. Подобно взгляду, жесту и интонации, им надо пользоваться осторожно, умело, заранее предвидя, какое впечатление и воздействие оно может произвести на другого человека. Это только кажется, что грубое слово нечаянно сорвалось с губ. На самом деле тот, кто грубит, как правило знает, что тем самым ранит человека. И как велика сила слова, несущего одобрение, вселяющего веру, выражающего симпатию, нежность, любовь!

У Вадима Шефнера есть стихотворение «Слова»:

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести.

Словом можно продать, и предать, и купить,

Слово можно в разящий свинец перелить.

Значимость слова - это традиция русской поэзии. Она вытекает из православной традиции, из Библии. Вы знаете, что рассказ о сотворении мира в Евангелии от Иоанна начинается с этой загадочной фразы: «Вначале было слово. И слово было у бога. И слово было бог». О том, как понимать эту фразу, написаны десятки тысяч исследований.

Молитвой, словом исцеляли многие болезни. И в наше время к людям, пережившим трагедию, обращаются словом.  Добрые, спокойные, утешительные слова могут поднять настроение, вернуть человеку уверенность в себе, укрепить его дух. Какие это слова? Психологи утверждают, что самой большой целебной силой обладают слова: добро, надежда, вера, любовь, счастье, красота. И как же хочется, чтобы эти слова звучали каждый день! Но, к сожалению, чаще мы слышим совсем другие слова, которые привлекают своей эмоциональностью, с которой произносятся эти слова. Ругающийся человек обычно «излучает» самоуверенность, его жесты выразительны. Наблюдения ребенка наводят его на мысль, что вставить в свою речь непристойное слово является одним из признаков взрослости. Заметив, что эти слова шокируют окружающих, дети начинают использовать их, чтобы позлить, подразнить. Бранные слова становятся орудием мести.

Ребенок, который постоянно слышит «плохие слова», покидает чувство стыда, а это мостик к будущей деградации. Ругань заметно отражается на интеллекте. Дети существенно отстают в умственном развитии, этот факт научно доказан.

    Я работаю учителем русского языка и чтения, классным руководителем 6 “Б» класса. У меня есть мои ученики. Дети подвижные, шумные. Но это всё мелочи. В последние годы работы в школе я всё чаще стала замечать, что практически все, и мальчики, и девочки употребляют бранные слова в общении со своими одноклассниками, и даже в присутствии учителей. На замечания нарушители дисциплины реагируют адекватно, обещают больше этого не делать, понимая, что это плохо, но проходит какое-то время и всё повторяется снова. Родители разводят руками, не зная, что делать. Я стала просматривать некую литературу на тему «Почему дети сквернословят». Из разных источников стало ясно, что причин сквернословия может быть несколько:

1         ребёнок не понимает значения слов (причина непонимания значения слов исключается, так как дети 9-10 лет хорошо понимают то, что говорят);

2         это способ привлечения внимания;

3         подражание и стремление быть на кого-то похожим;

4         влияние телевидения (сейчас из уст политиков, звёзд можно услышать много непристойных выражений, жестов);

5         компенсация неуспешности (не подходит, я стараюсь во всём найти положительные стороны, и за малейший прогресс ребёнок как-то поощряется, на это были настроены и родители с самого начала обучения);

6         желание отомстить;

7         употребление в коллективе, в котором общается ребёнок;

8         проблемы в семье.

     Дорогие мои родители, положа руку на сердце, скажите, пожалуйста, вы в своей речи зачастую употребляете «крепкое словцо»?

Так вот, если мы хотим, чтобы наши дети этого не делали, то и сами не должны этого делать. Раз сквернословие - это плохо, то и делать этого не нужно. Мат, сквернословие убивает мысль, отучает подбирать нужные слова, обедняет речь. Я знаю и понимаю одно: как говорят наши дети, зависит не только от телевидения и радио, но, прежде всего, от нас с вами. То, что русский язык грубеет – очевидная и ужасная вещь.

Прислушайтесь совета:

1.          Объясняйте детям, что люди используют нецензурную речь в случае, когда от отчаяния им не хватает слов, но это их не оправдывает.

2.          Следите за собственной речью.

3.          Если ребенок спрашивает о значении нецензурного слова, нужно честно сказать, что его значение настолько неприлично, что Вы не хотите его произносить.

4.          Если ребенок интересуется, почему люди произносят эти слова, скажите, что так говорят люди несдержанные и невоспитанные, когда хотят обидеть или позлить человека.

5.          Если в присутствии ребенка Вы нецензурно выразились, извинитесь, скажите, что, к сожалению, Вы не смогли сдержаться и поступили плохо. Дайте ему понять, что раскаиваетесь и впредь постараетесь держать себя в руках.

6.          Ребенку нужно разъяснить, что хотя ругань и является частью нашего языка, не нужно навязывать ее окружающим, она оскорбляет и унижает того, кто произносит такие слова и того, кому они обращены.

Очень хочется, чтобы многие из нас, присутствующих в этом зале, увидели себя в новом ракурсе и захотели сделать первый шаг по направлению к сильной, чистой, здоровой личности в себе.

«Не надо мусорить, да?» Не надо мусорить грязными, темными, низкими словами. Давайте поможем себе, своим детям и миру понять спокойную, осознанную, красивую, здоровую, доброжелательную речь.

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Олmuf (30.01.2015)
Просмотров: 1969 | Рейтинг: 2.0/1
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск

Copyright MyCorp © 2024