Суббота, 18.05.2024, 23:51
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт учителя начальных классов Колышкиной Ольги Ивановны

Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов

Главная » Файлы » Мои файлы

Конспект урока русского языка «Предложение. Главные члены предложения».
30.01.2015, 21:20

Тема «Предложение. Главные члены предложения».

 

Цели урока:

1. Познакомить с главными членами как с грамматической и смысловой основой предложения.

2. Формировать навыки нахождения и применения в устной и письменной речи главных членов в простом предложении.

 

Задачи урока:

1. Образовательные: учить систематизировать изученный материал, применять полученные знания на практике; прививать навыки самостоятельной работы; продолжать выработку каллиграфического письма.

2. Коррекционные: развитие речи, внимания, мышления; развитие интереса к русскому языку, умения думать, размышлять.

3. Воспитательные: способствовать воспитанию ответственного отношения к учению, усидчивости и прилежания, коллективизма и взаимопомощи; воспитывать любознательность, аккуратность, упорство при достижении цели.

 

 Ход урока:

1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята. Сегодня на нашем уроке присутствуют гости. Мы рады всех приветствовать и, как радушные хозяева, хотим подарить вам частичку своего хорошего настроения.

- Ребята, наберите в ладошки как можно больше хорошего настроения и подарите его нашим гостям.  

- Итак, с пожеланием добра и улыбок мы начинаем наш урок.

2. Проверка готовности к уроку.

- Посмотрите внимательно глазками, всё ли у вас готово к уроку?

3. Эмоциональный настрой.

- А сейчас повернитесь друг к другу. Прикоснитесь ладошками, подарите друг другу чувство уверенности в том, что сегодня у нас с вами всё получится.

- Что вы подарили соседу по парте? (радость, удачу, пятёрки, своё сердечко…)

- Давайте приготовим пальчики к письму.

Кладём ладони на парты и представим, что будем играть сейчас на пианино. Каждым пальчиком барабаним по столу. Молодцы!

4. Минутка чистописания.

- Откройте тетради, запишите число, классная работа.

Все записали? Сядьте правильно и слушайте меня внимательно.

 Я загадаю вам загадку.

Хоть не шляпа, а с полями,

Не цветок, а с корешком.

Разговаривает с нами

Всем понятным языком.

- Что это? (Книга).

- А вы знаете, книги пришли к нам из древности. Раньше книги писали от руки, поэтому стоили они очень дорого. Чтобы написать одну книгу, приходилось трудиться несколько лет. Писали книги гусиными перьями или острой палочкой, а люди, которым доверяли такое трудное дело, назывались летописцами. Летописцы должны были писать разборчивым, красивым почерком, без помарок и исправлений.

- Давайте начнём нашу работу. Представим, что мы летописцы. Начнём писать свою книгу и напишем её красиво и аккуратно.  

- Запишем одну строчку заглавную и строчную буквы К к, чередуя их друг за другом.

- Найдите на строке самые красивые буквы и подчеркните их. Чем больше подчеркнули, тем лучше.

- А теперь,  запишите красиво и аккуратно слово КНИГА.

5. Проверка домашнего задания.

- Дома вы должны были найти пословицы о книге и записать их к себе в тетрадь. Нашли?   (Зачитывают 2-3 ученика).

- Я тоже дома не ленилась, и вспомнила такие пословицы:

Книга – источник знаний. С книгой жить – век не тужить.  Хорошая книга – твой лучший друг.

- А вы, ребята, дружите с книгой?

- Как книга помогает вам в учёбе?

- Давайте выберем и запишем в тетради одну из пословиц, которая вам больше всего понравилась.

Книга – источник знаний.

- Скажите, что мы с вами записали? (Предложение.)

- Сегодня тема нашего урока будет связана с предложением.

6. Постановка учебной проблемы.

- Ребята, а кто хочет разговаривать?    (Мы будем разговаривать.)

- Тот должен выговаривать.                   (И будем выговаривать.)

- Всё правильно и внятно?                     (Так правильно и внятно, …)

- Чтоб было всем понятно?                    (…Чтоб было всем понятно.)

- Вот всё, что я говорила сейчас, это речь. А вы отвечали на мои вопросы. Это тоже речь.

- А из чего состоит наша речь?      (Из предложений.)

- А что такое предложение, и что вы о нём знаете?  (Предложение выражает законченную мысль. Слова в предложении расположены в определённом порядке и связаны по смыслу.)

- Как предложения отделяются друг от друга в устной речи? (Интонацией.)

- А в письменной?  (Точкой, восклицательным или вопросительным знаками.)

- С какой целью мы изучаем предложения?  (Чтобы правильно говорить, правильно писать, быть грамотными.)

7. Физминутка.

1. Мы немножко отдохнём,

Встанем, глубоко вдохнём.

Руки в стороны, вперёд,

А потом наоборот.

Чудеса у нас на свете:

Стали карликами дети.

А потом все дружно встали,

Великанами вдруг стали.

И как зайки поскакали,

И за кустиком пропали.

2. Для глаз.

3. Для рук. Упражнение «Кулачки»: руки на коленях, кулачки сжаты (крепко с напряженьем), пальчики прижаты. Пальчики сильней сжимаем. Отпускаем, разжимаем. Знайте, девочки и мальчики: отдыхают ваши пальчики.

- Отдохнули? Продолжим работу? (Продолжим.)

- Составьте со словом КНИГА предложение.    (Книга учит жизни.)

- Что написано на доске?  (Предложение.)

- Докажите, что это предложение.  (Оно выражает законченную мысль, слова в нём связаны по смыслу.)

- О чём вы узнали из этого предложения?  (О книге.)

- А что узнали про книгу?   (Она учит.)

- Чему учит книга?   (Жизни.)

- Сколько слов в этом предложении?    (Три.)

- Представьте, что из предложения выпало первое слово (книга).

- Что получилось?  (… учит жизни.)

- Про что мы теперь не можем узнать?   (Что учит).

- А если из предложения мы уберём второе слово. Что получилось?   (Книга … жизни.)

- О чём мы теперь не можем узнать?   (Что делает книга.)

- Книга … жизни.  – Это предложение?   (Нет.)

- А теперь уберём третье слово. Что получилось?  (Книга учит.)

- Можно назвать это предложением?   (Да.)

- Верно. Это предложение. Слова, которые входят в это предложение, называются главными. Без них, как вы убедились, предложение не получается.

- Давайте запишем это предложение в тетради.

- О чём говорится в этом предложении?  (О книге.)

- Зададим вопрос: (что?) книга.

- Это главное слово в предложении. Называется подлежащим. Подчёркиваем его одной чертой.

- Что говорится о книге? Зададим вопрос: книга  (что делает?) учит.

- Это главное слово называется сказуемым. Подчёркиваем его двумя чертами.

- Мы нашли и подчеркнули с вами главные члены предложения.

8. Первичное закрепление нового материала.

- Давайте обратимся к нашему другу – учебнику. Он поможет нам закрепить изученный материал. (стр. 182).

 

Памятка «Как находить подлежащее и сказуемое».

Найди слово, которое называет то, о ком или о чём говорится в предложении.
Проверь, отвечает ли это слово на вопросы КТО? Или ЧТО? Подчеркни одной чертой.
Найди слово, которое называет что делает тот, о ком или о чём сообщается в предложении.
Проверь, отвечает ли слово на вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО ДЕЛАЛ? ЧТО БУДЕТ ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАЕТ? и др. Подчеркни двумя словами.

  9. Закрепление изученного материала.

- Для того, чтобы ещё лучше запомнить о главных членах, нам нужно закрепить изученное.

- Хотите попробовать свои силы?  (Да.) 

- Стр. 183, упр.489 (у доски и в тетрадях).

10. Индивидуальная самостоятельная работа по карточкам.

1). Карточка.

Подчеркните главные члены предложения. Укажи, какими частями речи выражены подлежащее и сказуемое.

Лётчик водит самолёты.
Повар делает компоты.
Доктор лечит нас от кори.
Грузовик привёз дрова.
Галка села на заборе.
Кот забрался на чердак.
Котята выросли немножко, а есть из блюдца не хотят.

2). Карточки  «Дополни».

 Слова, которые отвечают на вопросы кто? что?, в предложении являются …

Слова, которые отвечают на вопросы что делать? что сделать?, в предложении являются …

Подлежащее и сказуемое – это … предложения.

Как подчёркиваются главные члены предложения?

3). Фронтально. Ребусы. Головоломки.

КТО?   ЧТО ДЕЛАЕТ?

 11. Итог урока.

- Ребята, о чём мы сегодня говорили на уроке?

- Легко ли вам было выполнять задания?

12. Домашнее задание.

Стр. 183, упр. 486.

13. Рефлексия.

- Ребята, довольны вы своей работой на уроке?

- Какое сейчас у вас настроение?

- Я рада, что у вас хорошее настроение. Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь нашим гостям, а я улыбнусь всем вам. И пусть от наших улыбок будет всем и каждому тепло и уютно на душе! Благодарю вас за работу на уроке. Хорошего вам настроения!

Категория: Мои файлы | Добавил: Олmuf
Просмотров: 685 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск

Copyright MyCorp © 2024