Конспект урока чтения. 6 класс.
Тема: С.В. Михалков «Будь человеком!»
Цель: познакомить детей с произведением С.В. Михалков «Будь человеком!»
Задачи:
- учить понимать образный смысл произведения и развивать внимание к художественному слову;
- способствовать умению выражать своё отношение к герою произведения;
- развивать навыки правильного, сознательного, беглого чтения;
- продолжать работу над выразительным чтением произведения;
- формировать личностные качества учащихся: наблюдательность, трудолюбие, доброжелательность, отзывчивость, духовную красоту;
- способствовать развитию личности ребёнка через знакомство с художественным произведением;
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе; коррекция и развитие речи, памяти, мышления;
- расширить представление детей о пользе и охране леса. Воспитывать нравственные и эстетические чувства, стремление бережного отношения к природе.
Ход урока:
I. Оргмомент. Эмоциональный настрой учащихся.
Учитель: Ребята, чтобы вам было проще выполнять задания на уроке, надо провести специальную настройку на занятие. Прошу вас сесть удобно и закрыть глаза. Я буду произносить отдельные фразы, а вам надо будет сначала каждую фразу прослушать, а потом повторить её за мной всем вместе хором, негромким голосом:
У меня хорошее настроение.
Я хочу заниматься чтением.
Я готов к работе.
Я работаю.
II. Актуализация знаний.
1. Проверка домашнего задания.
Учитель: Ребята, прочитайте слова, записанные на доске: (презентация слайда №2)
грязник
листопад
зазимник
летовавшие
Учитель: - С каким временем года связаны эти слова? Попробуйте определить: с каким месяцем?
- Может быть, вы назовёте, из какого произведения эти слова и кто автор?
(Правильно, это произведение В. Бианки «Октябрь»).
- Найдите в произведении слова, которые использовал В. Бианки, описывая октябрь? Прочитайте строки, в которых говорится об октябре?
- Что происходит в октябре с птицами?
- Зачитайте, что происходит в октябре с водоёмами (реками, озёрами) и их жителями?
- Найдите в тексте, как ведут себя животные в октябре?
- Ребята, посмотрите и скажите, какая осень пришла к нам на школьный двор?
То, что мы видим за окном, Бианки и описал в своём произведении. (Слайд №3).
2. Сообщение темы урока. (Слайд №4).
Учитель: Октябрь – самый красивый месяц осени. Чтобы запечатлеть эту красоту, человек часто бывает на природе, в лесу. Но часто, налюбовавшись этой красотой, становится и её разрушителем. Об этом говорится в произведении С.В. Михалкова «Будь человеком!». Сегодня мы с ним познакомимся.
3. Работа над произведением.
А) Чтение текста учителем с последующим ответом на вопрос. (Слайд №5).
Учитель: Ребята, послушайте внимательно стихотворение и постарайтесь рассказать, что сделал герой этого произведения.
Б) Чтение произведения детьми, словарная работа.
Сначала прочитывается 1 часть (до слов «в траве и под лисом…»)
Вопросы учителя:
- Что значит «живут своим трудом»?
- Как вы понимаете выражение: «У них обычаи свои»? Зачитайте, чем они заняты.
- Ребята, прочитайте, как автор называет муравьёв?
- Что значит «миролюбивые»?
2 часть.
- Что значит слово «подпалил»? Словосочетание «нарушила беда»? «Метались»? «Тихо тлел»?
- Как С. Михалков назвал героя произведения?
- Как вы понимаете выражение:
«Ведь ты того не создавал,
Что предавал огню»?
- Ребята, как вы понимаете выражение «атомный век»?
Томный век – это время умного человека, который создаёт сложные машины, решает трудные задачи. Но не всегда этот человек совершает правильные поступки, достойные звания человека. С какой буквы написано слово человек?
Человек – самое разумное существо на земле. И вести себя он должен по-человечески, не нанося вред окружающему миру.
К этому и призывает С. Михалков всех, читающих эти строки. Прочитайте 2 последние строки.
Физминутка.
Муравьишка потянулся,
Раз нагнулся,
Два нагнулся.
Руки в стороны развёл.
Ветку, видно, не нашёл.
Чтобы ветку нам достать,
Надо на носочки встать.
В) Работа над правильным чтением учащихся.
Правильно читать, делая паузы. 1 ученик читает 1 часть, другой – 2 часть.
Г) Самостоятельная работа.
Учитель: Перечитайте стихотворение и скажите, с чем сравнивается муравейник. Прочитайте эти строки. (Слайд №6).
Д) (Слайд №7).
- На кого бы вы хотели быть похожим: на мальчика или на муравья в своём поведении?
- Почему?
- Как вы относитесь к поступку мальчика?
- Что произошло с лесом в результате такого поступка? (всё сгорело, разрушен муравейник).
- Может ли мальчик исправить последствия своего поступка?
- Что он должен сделать? (он должен посадить деревья, а муравьи построят дом на этом месте). Как он будет называться? (Слайд №8). (Муравейник).
Наше отношение и определит ту интонацию, с которой должно читаться стихотворение.
Е) Выразительное чтение стихотворения.
1 часть – спокойное чтение. (Слайд №9).
2 часть – тревожное чтение.
3 часть – назидательно, призывно.
3 человека
Последняя часть 3 человека – отработка навыка выразительного чтения.
Кто хочет прочитать стихотворение целиком?
III. Домашнее задание: выразительное чтение стихотворения и рисунок к стихотворению. (Слайд №10).
IV. Итог урока.С каким произведением вы познакомились сегодня на уроке?
Кто автор этого произведения?
Чему учит нас это произведение?
|